Дефектолог и логопед: в чем разница?

image

К сожалению, в последнее время нарушение или отсутствие речи – это частое явление у детей, что несомненно вызывает массу волнений у родителей и желание разобраться, помочь своему ребенку. В то же время большинство родителей не знают разницы между логопедом и дефектологом, зачастую ложно считая, что это одно и тоже.

Для начала стоит отметить, что оба специалиста не являются врачами. Деятельность как логопеда, так и дефектолога включает в себя познания в области педагогики, медицины и психологии. Это значит, что оба специалиста обладают умением находить и устанавливать контакт с детьми, вникать в сущность проблем ребенка, помогать с их решением. Разница между логопедом и дефектологом заключается в том, что касается специфики (характера) проблем и методов работы по их устранению.

image

Как правило, областью компетенции дефектолога является работа с людьми, имеющими особенности психофизического развития, как правило речь идет о детях. В данном случае, работа с речевыми нарушениями это одно из направлений работы, так как специализация дефектолога значительно более широкая.

Логопед, в основном, работает с детьми, не имеющими психофизических особенностей, в тех случаях, когда необходимо корректировать звукопроизношение, совершенствовать дикцию, работать над постановкой звуков речи. Он необходим детям, если проблема связана с индивидуальными особенностями речевого развития, без наличия каких-либо сопутствующих патологий развития.

Немаловажной существенной разницей дефектолога и логопеда является то, что дефектолог может работать с детьми совсем раннего (буквально годовалого) возраста, предполагая цель преодоления отставания в развитии. Что касается логопеда, он занимается с ребенком, как правило достигшим 2-3 летнего возраста, когда становятся очевидными конкретные проблемы произношения, речевого развития, создавая условия успешного освоения в дальнейшем письма и чтения.

Сущность работы дефектолога заключается во взаимодействии с детьми, развитие которых отклоняется от нормального. При этом специфика специалиста и уровень его познаний позволяет ему работать так же с взрослыми «подопечными». Как правило данные специалисты работают в медицинских, учебных заведениях, учреждениях реабилитации.

Прежде всего дефектолог осуществляет коррекционную работу с пациентами, у которых:

  1. Ранний детский аутизм.
  2. Детский церебральный паралич.
  3. Задержка психического развития.
  4. Умственная отсталость.
  5. Речевые расстройства.
  6. Любые нарушения психики, сопровождающиеся дефектами речи.

Сущность работы логопеда заключается в помощи здоровым детям без серьезных отклонений в развитии. Из информации, представленной выше, понятно, что логопед – это тот же дефектолог, только узкоспециализированный. Однако логопеды тоже могут иметь разную специализацию. Логопед не только занимается «постановкой» звуков, но и способствует обогащению словарного запаса ребенка, работает над интонационными характеристиками, учит грамотному построению предложений, а также связной, логичной, красивой речи. Кроме того, в работу логопеда входит развитие точной моторики и правильного восприятия пространства. Как правило, если это школьник, логопед помогает в постановке правильной письменной речи, усовершенствованию психологических процессов (память, мышление), развитию навыков чтения, пересказа и так далее.

Логопед работает как с детьми, так и со взрослыми, например:

  • В случае необходимости исправления закрепившихся с детства речевых дефектов (трудности с произношением тех или иных звуков, шепелявость, проблема темпа, ритма речи, дикции);
  • В случае потери четкости речи после зубопротезирования, в избавлении от акцента в речи и так далее.
Занятие с дефектологом

Логопед-дефектолог является специалистом с более широким полем деятельности в сравнении с дефектологом либо логопедом. Специфика деятельности логопеда-дефектолога заключается в том, что он корректирует речевые нарушения, возникающие на фоне различных отклонений в развитии, возникающими на фоне психических и неврологических патологий, сопровождающих проблемы со зрением и слухом, а также отклонения на фоне черепно-мозговых травм, инсультов и многое другое. Он помогает выявить первичные причины дефектов речи и в соответствии с этим подбирает те или иные методы коррекции.

 

Как правило логопед-дефектолог работает с такими нарушениями как:

  • Дизартрия (неверное звукопроизношение из-за ограничения подвижности речевых органов).
  • Алалия – отсутствие речи при сохранном интеллекте. Может быть частичным или полным. Ее частая причина – повреждения головного мозга.
  • Ринолалия (синдром гнусавости). Выражается в изменении тембра голоса и искажении звукопроизношения из-за нарушения резонаторной функции носовой или носоглоточной области.
  • Неправильный темп речи: тахилалия (очень быстрый темп), брадилалия (замедленная речь).
  • Афония (дисфония) – утрата звучности голоса, возможность говорить только шепотом.
  • Заикание — вынужденное повторение звуков, слогов или слов. Может проявляться частыми остановками, нарушающими нормальный ритм речи.
  • Речевые дефекты, возникающие на фоне проблем со слухом.
  • Последствия операций на органах слуха, речевого аппарата.
  • Проблемы, возникающие в процессе овладения чтением и письмом (дислексия, дисграфия, дисорфография).

Таким образом, стоит всегда помнить, что чем раньше начать коррекцию речевых нарушений, тем с большей уверенностью можно получить положительный результат. Важно понимать, чем отличается логопед от дефектолога – это позволит обратиться сразу по адресу, не теряя драгоценного времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *